Совы в северном модерне

Не без оснований можно утверждать, что сова – самая популярная птица в северном модерне. Встречаются коршуны, вороны, даже лебеди, но совы – чаще всего. Чем же вызвано такое внимание к этой хищной ночной птице? Во-первых, стремлением северного модерна брать какие-то народные фольклорные мотивы, в то время как сова получила мифологическое значение чуть ли не во всех мировых культурах. Во-вторых, северный модерн имеет тенденцию к смешению различных мифологий, поэтому собрал в свою копилку всё, что разные народы когда-либо навыдумывали о совах…

Возьмём античное представление о сове, где сова — атрибут богини Афины, символ мудрости и познания. В Китае издавна совы ассоциировались с богатством. В христианстве сова считалась родственной душой нечистой силы, атрибутом ведьм и чародеев. Так вот, судя по всему, модерн берёт все три представления и добавляет к ним что-то своё.

Неслучайно, наверное, сова стала одним из главных символов доходных домов, которые покупали богатые купцы и предприниматели дореволюционной России. Олицетворение мудрости и богатства на фасадах здания – очень важная символическая деталь. Что касается тёмной стороны мифов о сове, здесь тоже есть вполне конкретная подоплёка. Совы – атрибут нечистой силы, но эта нечистая сила призвана охранять дом, отгонять посторонних злых духов. Отличным дополнением к совиному декору часто служат всевозможные ужасающие маскароны, химеры в декоре фасадов и интерьеров модерна.

  Увидеть сов можно в разных и иногда в самых неожиданных местах. Возьмём Санкт-Петербург. Самым популярным обиталищем сов по праву считается дом с филинами на Большом проспекте Петроградской стороны. Две каменных скульптуры филинов охраняют парадный вход в дом, некогда принадлежавший вдове заводчика Татьяне Путиловой.

Совы поселяются у входа в здание, на фронтонах, под эркерами-выступами — когда как. Присутствуют изображения сов и в интерьерах Петербурга. На Мытнинской улице они оформляют двери дома Станового по проекту архитектора Крыжановского, а в Басковом переулке в холле парадной живёт сразу двенадцать сов по обе стороны лестницы.

Совы настолько популярны в северном модерне, что иногда встречаются и в оформлении предметов мебели, а также простых обыденных вещей: спичечниц, набалдашников для трости, подсвечников.